Крещение Господа нашего Иисуса Христа

19 января православные христиане празднуют Крещение Иисуса Христа — один из 12-ти главных или двунадесятых праздников Православной Церкви.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской»   (Мф. 3: 1)
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение в оставление грехов, хотя Он не имел в Себе никакого греха. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример смирения людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“ (Мф. 3: 17).

Событие Крещения Господня называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества — явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя.

В память об этом событии Святая Церковь накануне и в сам день праздника совершает особый чин великого освящения воды. 18 января именуется также Крещенским сочельником. В этот день православные люди соблюдают строгий пост, как и в Рождественский сочельник, вкушая сочиво — вареное зерно с медом.
Крещенским сочельником заканчиваются Святки — праздничные дни после Рождества Христова.

 

О Крещенской воде

Вода, освященная 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. Когда она заканчивается, можно добавить в нее чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также принимает освящение, подобно тому, как загорается подложенное в огонь горючее вещество.

У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом, мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил — врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» — грех, осквернение святого дня.

Благодатные свойства святой воды

Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы она приводила в жизнь вечную и мы, через вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения.

Каждый верующий имеет дома крещенскую святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости (при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби).

Опасные суеверия

Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и будто бы вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника — не одинакова. Это — бессмысленное и вредное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа в воды реки Иордан.

Будем же помнить о том, что все Таинства совершаются только лишь в Церкви Христовой. И когда мы собираемся в храме Божием, то и Господь, по Евангелию, пребывает среди нас. И если мы не будем забывать о храме, то и Господь не оставит нас никогда Своей милостью.