Неделя О блудном сыне

04 февраля 2018 г., — в Неделю о блудном сыне, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Иоанновском женском монастыре совершено богослужение, за которым молились 36 человек, из них 15 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 15 человек.

В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову. XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Неделя о блудном сыне – вторая из трех назначенных Уставом подготовительных недель перед Великим постом.

Церковь для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном поет покаянные умилительные стихиры. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. На утрене в Неделю о блудном сыне после пения полиелейных псалмов поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся. На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери».

На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Притча о блудном сыне — о грехе и покаянии. Эта притча учит нас о необходимости покаяния в своих грехах для того, чтобы получить милость Господа. В этой притче Господь с убедительной наглядностью и трогательностью изображает любовь Божию к кающемуся грешнику.

Притча показывает духовное состояние живущего грехом человека как состояние горькой нужды. Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что состояние греха — состояние смерти. «Этот сын мой был мертв», — говорится о нем. Грешник мертв в своих преступлениях и грехах, он лишен духовной жизни.

Но, если подражали мы блудному сыну в падении, поревнуем подражать ему и в восстании. Расточили мы, подобно ему, свое благодатное достояние; поспешим теперь, подобно ему же, снова возвратиться в объятия Отца Небесного, всегда простертые к принятию нас.

На то назначен подходящий Пост. Притча же о блудном сыне читается ныне затем, чтоб заблаговременно напомнить нам дело поста и предрасположить к построению в уме нашем всего пути восхождения к Господу, от Которого удалились. Души, удалившиеся от Бога, — заблудшие души. Они заблудились, как путник, потерявший дорогу. Если бесконечное милосердие Божие не поможет им, они не возвратятся никогда.

Подлинное покаяние — встать и пойти к Богу. Сегодняшнее Евангелие показывает нам великую радость и ликование всех, когда один человек возвращается с покаянием.

Смысл покаяния Великого поста, к которому мы идем, и смысл Пасхи Господней заключается в том, чтобы мы узнали, что победа над нашими грехами дается только по дару Христа, чтобы мы научились смирению, и чтобы мы вошли в радость Господа своего.

Притча О блудном сыне показывает, что Господь не просто наказывает за зло, Он прощает грешника, относится к каждому человеку как к Своему сыну или Своей дочери. Он готов ждать, пока человек вернется. Когда это происходит, Бог принимает его с распростертыми объятиями.

Наступает Великий пост. У него одна цель – достичь того, чего от нас ждет Бог: будем исправлять свою жизнь покаянием.