Неделя 1-я Великого поста

17 марта 2019 г., — в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, частица святых мощей которого милостью Божией находится в нашей обители, в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, по окончании которой — чин Торжества Православия. За Литургией молились 52 человека, из них 33 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 17 человек.

Победа над иконоборчеством празднуется Церковью как Торжество Православия — чин, установленный в 843 г. в первое воскресенье Великого Поста. Но так как святая Церковь ко времени победы над иконоборчеством в борьбе с различными ересями окончательно определила в правилах семи Вселенских соборов православное христианское учение, то празднуемое событие и названо не торжеством иконопочитания, а торжеством православия.

По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Читается Символ веры и произносится анафема, т.е. объявление об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» здравствующим верным.

Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями. Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Первая седмица Великого поста – время сугубой молитвы и строгого воздержания. Она отличается особой строгостью, а богослужения – продолжительностью, на каждом богослужении многократно произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»…. В первые четыре дня, — с понедельника по четверг, — на Великом повечерии читается Великий покаянный канон Святого Андрея Критского.

В пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читался канон молебный святому великомученику Феодору, освящается коливо — отвареннаая пшеница с медом, — в память Святого Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения Поста.