Неделя 1-я Великого поста

8 марта 2020 года, — в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Первого и Второго обре́тения главы Иоанна Предтечи, — в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого. За Литургией молились 35 человек, из них 21 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 14 человек.

По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия.

Торжество Православия – совершаемый в первое воскресенье Великого поста праздник, — который появился в Константинополе, столице Восточной Римской империи, в 843 году, в ознаменование торжества Церкви над иконоборчеством. Самое первое его празднование пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

В этот день вспоминается не только преодоление заблуждений иконоборцев. Церковь торжествует над всеми ересями и заблуждениями, когда-либо смущавшими сознание верующих — клириков и мирян, заблуждений, становившихся причиной споров и разногласий в Церкви.

Молебен Торжества Православия — особый чин Торжества Православия, который положено совершать в этот день. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Читается Символ Веры и произносится анафема, т.е. объявление об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «ве́чная па́мять» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «мно́гая ле́та» – здравствующим верным.

Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями. Предание анафеме не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. Анафема имеет скорее характер врачевания и может быть снята, если полностью отлученный от Церкви принесет покаяние. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.

Прошедшая Первая седмица Великого поста – время сугубой молитвы и строгого воздержания. Она отличается особой строгостью, а богослужения – продолжительностью. На каждом богослужении многократно произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…».

В первые четыре дня, — с понедельника по четверг, — на Великом повечерии читается Великий покаянный канон Святого Андрея Критского.

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается Молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо — отваренная пшеница с медом, — в память вмч.Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения Поста.