Неделя 1-я Великого поста

Первая неделя Великого поста – время сугубой молитвы и строгого воздержания. Она отличается особой строгостью, а Богослужение – продолжительностью.

В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читался Великий покаянный канон Святого Андрея Критского. На каждой службе произносилась с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»…

В среду и в пятницу совершалась Литургия Преждеосвященных Даров.

В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читался канон молебный святому великомученику Феодору, прошло освящение колива, т.е. отваренной пшеницы с медом, в память Святого Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения Поста.

25 февраля 2018 г., — в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Иверской иконы Божией Матери, — в Иоанновском женском монастыре совершена Литургия святителя Василия Великого, за которой молились 51 человек, из них 40 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 21 человек.

В конце Литургии было совершено Последование Недели Православия — особое служение об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви, был прочитан Символ веры и произнесена анафема, т.е. объявлено об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» – живущим.

Впервые служба по особому чину Торжества Православия произошла в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста в 843г. при царице Феодоре. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

25 февраля 2018 г., — в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Иверской иконы Божией Матери