Неделя 2-я Великого поста

24 марта 2019 г., — в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Пала́мы, архиепископа Фессалони́тского, в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, по окончании которой — Молебен с водосвятием. За Литургией молились 28 человек, из них 14 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 10 человек.

Второе воскресенье Великого поста является логическим продолжением праздника Торжества Православия, отмечавшегося за неделю до того,— ведь именно учение святителя Григория Пала́мы систематизировало представления по столь важному для православного вероучения вопросу — о возможности реального богопознания. Глубокий смысл, которым наполнена вторая седмица Великого поста, черпается из учения Григория Пала́мы о нетварном Божественном свете, постичь который возможно с помощью праведной жизни и молитвы, — и с его помощью соединиться с Богом, а ограничение в пище и соблюдение обрядов являются не главным содержанием поста, а лишь средством для духовного очищения, просветления и богопостижения. Поэтому второе воскресенье поста посвящено поминовению этого святителя.

Вторая седмица Великого поста раскрывает христианам глубокий смысл поста и молитвы. В этот период церковные богослужения обращены ко Господу с прошением духовного озарения для кающихся и постящихся; пост восхваляется как путь к очищению и просветлению истинно верующих.

Суббота 2-й седмицы Великого поста – день поминовения усопших, Родительская суббота. Основание учреждения таковых суббот – любовь. Церковь заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь, и приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й седмиц. Причина установления Родительских суббот заключается и в том подвиге, в котором пребывают христиане — самый подвиг поста, и если он не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение. Другая причина их основания есть та, что в дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение на литургии. Потому Церковь установила особенное моление об умерших. В прочие субботы Великого Поста поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

По окончании Богослужения и панихиды в субботу было совершено Соборование, — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.

В воскресный вечер, в Седмицу 3-ю Великого Поста, — в Иоанновском женском монастыре совершена первая Пассия. Пассия, — вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым. Последование Пассии совершается 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста.

Пассия — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть». Как следует из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, — Его Крестной Смерти.

В центре внимания Пассии выступает душа человека. Пассии совершаются в воскресный вечер, когда после небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.