Неделя 31-я по Пятидесятнице

30 декабря 2018 г., — в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святых праотец, в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия. За Литургией молились 34 человека, из них 9 — причастились Святых Христовых Таин. Накануне за Всенощным бдением молились 9 человек.

По окончании Литургии был отслужен Новогодний молебен. Молебное пение на новолетие — особое чинопоследование, с особыми молитвами и прошениями, когда верующие благодарят Бога за милости в уходящем году и испрашивают благословения на год грядущий для себя, семьи и Отечества. Обращая нашу молитву ко Господу в канун Нового года, мы просим Его, чтобы Он ниспослал Свою милость к нам, услышал наши молитвы.

Неделя святых праотец (праотцов) – празднование в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым Православной Церкви в честь святых праведников Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. К праотцам относятся библейские патриархи, пророки, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

В нынешней практике Церкви поминовение ветхозаветных святых имеется в ходатайственной молитве перед причастием в Литургии Василия Великого: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…».

В службе праздника «наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам», нахождение которых «в пещи огненной» стало прообразом Рождества Христова: как пребывание трех отроков в огне печи не причинило им вреда, так и Рождество Христово не опалило (не повредило) «Утробу Девичу». В Русской православной церкви в XVI– XVII веках к воскресному дню было приурочено особое богослужение — чин воспоминания сожжения в печи трех отроков, — так называемое пещное действо, — которое изображало историю чудесного спасения трех отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи.

После грехопадения Небеса оказались затворены для человека. Души умерших, даже праведников, нисходили в темницу (ад, шеол), будучи связаны узами первородной порчи. Человечеству оставалось только с плачем и воздыханием ожидать обещанного еще Адаму Избавителя. Но потребовались многие и многие века, прежде чем Христос пришел на землю. Все это время Господь подготавливал человечество к Своему Пришествию: до Авраама — в лице праотцев, а после Авраама — в лице избранного народа Израильского.