Неделя 34-я по Пятидесятнице

28 января 2018 г., — в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее, — в Иоанновском женском монастыре совершено богослужение, за которым молились 36 человек, из них 13 — причастились Святых Христовых Тайн. По окончании был отслужен Молебен с водосвятием. На Всенощном бдении накануне молились 14 человек.

Церковь для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном поет покаянные умилительные стихиры.

Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них.

Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став впереди, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!»

Иисус Христос сказал: «Говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Притчею о мытаре и фарисее святая Церковь внушает нам, что самый верный путь к сокрушению есть уничижение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаянного вопля: «Боже милостив, буди мне грешному»!

Урок мытаря и фарисея короток. Господь укорил фарисея не за дела, а за то, что он начал хвалиться ими, что на них одних основал всю свою надежду, забыв о грехах, от которых, конечно, не был свободен. Мытаря Господь хвалит не за то, что он грехами своими поставил себя в такое состояние, что и на небо воззреть не был достоин, а за то, что, доведя себя до сего злым произволением своим, он жалел и сокрушался о том.

Взяв теперь истинное от того и другого лица, мы получим такой урок: трудись и работай Господу усердно, по всей широте заповедей Его; но надежду спасения полагай — всю — в единой милости Божией.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов.