Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

10 мая 2020 года, — в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, — в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия, по окончании которой — Крестный ход вокруг храма.

Затем был совершен ежедневный Молебен по чину «Молебного пения во время губительного поветрия и смертоносной заразы».

Неделя о расслабленном, — название этого дня происходит по причине того, что на литургии читается Евангелие от Иоанна, о исцелении Иисусом Христом расслабленного, — человека, бывшего больным в течение тридцати восьми лет, — которое происходит в Иерусалиме при Овчей купели, именуемой Вифезда. В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос.

Этот расслабленный — пример для нас, потому что каждый из нас имеет расслабление греховное. Господь, видя смирение нашей души, осознание своей нищеты, осознание своей греховности и желание справиться с этим, готов даровать нам здравие, лишь бы мы не грешили вновь. Поэтому не должно нам ни унывать, ни отчаиваться в наших грехах, но не должно и пребывать в беспечности и нерадении о своем расслаблении, которое никогда не оставит нас, если мы не выйдем навстречу Богу.

Этот случай показывает также, как мы должны быть чутки, милосердны и снисходительны к немощам наших ближних, чтобы мы с сострадательной любовью участвовали в жизни того или иного человека, который так ожидает нашей помощи.

Кроме того, — если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.

В дни Пятидесятницы Церковь представляет нам эти Евангельские события, в которых ясно видны и Божия сила, и Божия премудрость. В исцелении расслабленного Церковь видит образ обновления жизни всего человечества чрез Воскресение Христово.

В четвертую неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, — на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название — преполовение («через половину»). В текстах этого дня начинают звучать мотивы Пятидесятницы — развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздника Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов. Служба совершается только по праздничному чину. В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды.