Собор Трех вселенских учителей и святителей

12 февраля 2020 года, — в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, — в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия. За Литургией молились 14 человек,  из которых 9 стал причастником Святых Христовых Таин. За Всенощным бдением молились 30 человек.

Собор трех великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — соборный праздник Православной церкви, который был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина.

Великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Все три святителя, при всей их учености и глубоком знании наук, выше ставили другое, – постижение того, что ведет к спасению, и жизнь в соответствии с Божественными Заповедями. Они почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.

Святители жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии, ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого, и Григория Богослова.

Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. По церковному преданию, спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти. После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января (ст.ст.), т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Так три великих столпа Церкви преподали необходимый урок любви и единомыслия в вере при возможном наличии у каждого своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не становиться предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.