Неделя 7-я по Пасхе. 1700-летие I Вселенского Собора
1 июня 2025 года, – в Неделю 7-ю по Пасхе, день памяти 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, попразднство Вознесения, благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, – в Иоанновском женском монастыре совершена Божественная Литургия. На Литургии было оглашено Патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора. По окончании Литургии совершен благодарственный молебен.
Вселенский Собор – это собрание всех крупных православных иерархов, — епископов, митрополитов и патриархов всего мира, — с целью обсудить учения христианской веры и зафиксировать их в четких, неизменяемых законах, называемых догматами. Вселенский Собор также судит и осуждает все отклонения от веры, чуждые учению Святого Евангелия и святых отцов, и исключает из Церкви, то есть предает анафеме, всех еретиков, разрывающих единство веры Церкви.
В текущем году Православная Церковь празднует 1700-летие Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее – в небольшом городе недалеко от Константинополя. В Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: архидиакон Афанасий, впоследствии Патриарх Александрийский, названный Великим, как ревностный борец за чистоту Православия, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Первый Вселенский Собор был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, хулившего Сына Божьего. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец. Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
На Никейском соборе был утвержден Символ веры — формула, передающая кратко христианские догматы. Там же был утвержден догмат о Троице: триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.